Самолеты по вызову 2009-06-17В пригороде Парижа открылся крупнейший международный авиасалон "Ле Бурже-2009". На нем показывают и обсуждают не только технические новинки, но и новые подходы в организации авиационных перевозок. Необходимость оптимизации воздушных сообщений в период кризиса стала одной из наиболее актуальных тем для авиаперевозчиков всего мира. Практически все авиакомпании сегодня несут финансовые потери, многие оказались на грани банкротства. Пути выживания предлагаются самые различные. Речь идет именно о выживании. В такой ситуации кажется невероятным, что могут быть перевозчики, которые динамично развиваются и осваивают новые рынки. Их немного, но они есть. С основателем и руководителем одной из наиболее успешных на сегодняшний день авиакомпаний, специализирующейся на частных перевозках, мы встретились накануне открытия выставки в Ле Бурже. Джонатан Бриз - бывший военный летчик Королевских ВВС Великобритании. Выйдя в отставку достаточно молодым человеком, он не порвал с небом: работал гражданским пилотом, затем ушел в авиационный бизнес. В 2008 году с командой единомышленников и настоящих профессионалов в сфере авиации организовал компанию для обслуживания частных авиаперевозок. Становление компании пришлось на начало глобального финансового кризиса. Однако профессионализм команды, упорство и креативный подход в решении многих проблем помогли Бризу и возглавляемой им компании занять заметное место на рынке. Компания установила своеобразный рекорд, разместив крупнейший за всю историю европейского бизнеса заказ на 110 самолетов бизнес-класса. Первые бизнес-джеты появятся в небе России этой осенью. Проект, можно сказать, удался. Мы попросили Джонатана Бриза рассказать читателям "РБГ" о своем видении сегодняшней ситуации на рынке бизнес-авиации и перспективах ее развития применительно к России. - Я уверен, что Россия - один из самых перспективных рынков частной авиации, - уверенно заявил Джонатан. - У вас огромная страна, и летать на частном самолете здесь экономически более выгодно, чем в любой другой. Зачастую это просто необходимость. Достаточно сказать, что 95 пар крупных городов в России не связаны регулярными авиарейсами. Еще 10 лет назад развитие бизнес-авиации в России было достаточно скромным. Сейчас ситуация изменилась. Подтверждением этому, думаю, является тот факт, что многие ваши соотечественники, став состоятельными людьми, стремятся приобрести в личное пользование бизнес-самолеты самых дорогих и престижных марок. По нашим данным, парк частных самолетов в России порядка трехсот пятидесяти машин. Частный самолет стал привычен, как и частный автомобиль. И как в автомобилях, в авиации есть своя градация. Первоначально на такие самолеты смотрели как на некий знак состоятельности. Примерно так же, как на суперъяхты. Их салоны украшали золотом и ценными породами древесины, в интерьере нередко использовался дорогой антиквариат. Это были какие-то летающие дворцы. У богатых шейхов или олигархов такая крылатая роскошь конечно же осталась. Но все большее распространение стало получать более функциональное и прагматичное направление в конструкции самолетов бизнес- класса. Машины нового поколения предназначены именно для бизнесменов, я бы сказал, для работающих миллионеров. А таких в последние годы появилось очень много, особенно в России. К людям, создавшим свое дело и заработавшим миллионы собственными руками, я отношусь с большим уважением, так как сам прошел путь от военного летчика до руководителя крупной авиакомпании. Тот, кто знает, каким трудом зарабатывается капитал, ценит не только деньги, но и время. Именно на эту категорию бизнесменов мы и сделали упор при создании своей компании и выборе самолетов. От чрезмерной роскоши отказались сразу. Однако нашими клиентами все-таки являются люди, имеющие высокий стандарт жизни, от которого они отказываться не хотят. Поэтому салоны наших лайнеров максимально комфортны и оформлены лучшими дизайнерами интерьеров частных самолетов. На борту имеется полный комплект информационных услуг, включая новейшие системы связи и развлечений. Наши пассажиры имеют возможность в полете как хорошо пообедать и отдохнуть, так и эффективно поработать. Наши самолеты - это аналог пятизвездночного бутик-отеля в небе. Кризис привел к тому, что многие владельцы частных самолетов стали их продавать, так как содержание авиалайнеров - удовольствие дорогое. И это опять же сыграло нам на руку. Поскольку они не готовы полностью отказаться от перелетов на частных самолетах, то зачастую делают выбор в пользу программ долевого владения или системы членских карт. Эти программы более доступны и уже стали привлекательной альтернативой владению частными самолетами. Так, около 10% запросов, полученных нами из России, поступили от потенциальных клиентов, которые в настоящее время выставили свои частные самолеты на продажу или готовы сделать это в случае поступления более выгодного предложения. Я с оптимизмом смотрю на Россию. Все-таки рынок авиаперевозок в Западной да и в Восточной Европе достаточно насыщен. А вашу страну ждет бум развития региональной авиации, в которой самолеты бизнес-класса сыграют заметную роль. Конечно, мне бы хотелось, чтобы ваше воздушное законодательство более гибко и быстро реагировало на изменения рыночной конъюнктуры и способствовало развитию авиации бизнес- класса. К примеру, в России очень трудно зарегистрировать частный самолет, сложно организовать базирование бизнес-джетов на ваших аэродромах. Исключение, наверное, составляет только Внуково-3, являющийся одним из самых популярных и оживленных в Европе. Хотелось бы, чтобы таких аэропортов было много. Это дело будущего, но хочу сказать, что вкладывать в строительство аэродромов для бизнес-авиации очень выгодно. И уже сегодня надо принимать стратегическое решение насчет развития аэродромной сети и соответствующей инфраструктуры, создавать привлекательные условия для инвесторов. Российская газета |